Статья 22413

Название статьи

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ПОИСКА ПУТИ РЕШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПОДХОДА

Авторы

Родионов Михаил Алексеевич,доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения математике и информатике, Пензенский государственный университет,(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), do7tor@mail.ru
Гусева Елена Валерьевна, аспирант, Пензенский государственный университет, 
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), e.guseva2010@yandex.ru

Индекс УДК

372.851

Аннотация

Актуальность и цели. В теории и методике обучения математике ведущее место занимает методика работы с задачей. Анализ педагогических решений известных методистов показывает, что предложенные ими рекомендации не обеспечивают в должной мере актуализацию механизмов целеполагания и рефлексии реализуемого поискового процесса (не намечена целостная цепочка действий, соответствующая той или иной поисковой доминанте; определены лишь возможные шаги решения, в достаточной мере не соотнесенные между собой). Соответственно, целью описываемого исследования является разработка методики работы с математической задачей, обеспечивающей непрерывность и последовательность реализуемого поискового процесса в рамках деятельностно-процессуальной стратегии обучения.
Материалы и методы. Исследование возможностей применения деятельностного подхода к организации учебного поиска обусловило необходимость более четкой актуализации его процессуальной составляющей, до сих пор недостаточно конкретизированной в психолого-педагогических исследованиях. Сказанное проявилось в целесообразности вычленения в рамках деятельностного подхода его «учебно-поисковой проекции» в виде деятельностно-процессуального подхода к организации поисковой работы при решении задач, реализация которого может быть представлена в виде последовательного развертывания цепочки поисковых действий.
Результаты. Конкретизировано положение о том, что методика работы с математической задачей с позиций деятельностного подхода должна предполагать необходимость явной актуализации процессуальной составляющей учебного поиска. Такая актуализация обеспечивается на основе специальной организации последовательности ориентировочно-исследовательских действий. Указанная позиция обусловила целесообразность введения в рассмотрение категории деятельностно-процессуального подхода, пример реализации которого представлен в тексте статьи.
Выводы. Методика работы с математической задачей на основе деятельностно-процессуального подхода, предполагающая специальную актуализацию ориентировочно-исследовательской деятельности и поисковых действий, сопровождающих ее во внешнем плане, в отличие от традиционных поисковых схем, обеспечивает последовательную и непрерывную реализацию поискового процесса, придавая ему рефлексивный и мотивационно обусловленный характер.

Ключевые слова

рефлексия поискового процесса, деятельностно-процессуальный подход, обучение поиску пути решения математической задачи, ориентировочно-исследовательская деятельность.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Брушлинский, А. В. С. Л. Рубинштейн – основоположник деятельностного подхода в психологической науке / А. В. Брушлинский // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. К 100-летию со дня рождения. – М. : Наука, 1989.
2. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Изд. 2-е. – М. : Изд-во полит. л-ры, 1977.
3. Маркова, А. К. Формирование учебной деятельности и развитие личности школьника / А. К. Маркова // Формирование учебной деятельности школьников. – М. : Просвещение, 1982.
4. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студентов высших учебных заведений : в 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М. : Просвещение, 1994.
5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. /С.Л.Рубинштейн.–М. : Педагогика, 1989.–Т. 11.
6. Хуторской, А. В. Современная дидактика : учеб. для вузов / А. В. Хуторской. – СПб. : Питер, 2001.
7. Shulman, L. Ways of seeing, ways of knowing, ways of teaching, ways of learning about teaching / L. Shulman // Journal of Curriculum Studies. – 1992. – № 28. – P. 393–396.
8. Родионов, М. А. Развитие самоконтроля в процессе обучения математике на основе организации мотивационно-обусловленного взаимодействия педагога
и учащихся / М. А. Родионов, С. Ю. Варлашина // Вестник Поморского универси-тета. – 2008. – № 12. – С. 295–298.
9. Родионов, М. А. Развитие поисковой активности школьников с использовани-ем незавершенных задачных ситуаций / М. А. Родионов, Е. В. Гусева // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белин-ского. Физико-математические и технические науки. – 2012. – № 30. – С. 518–523.
10. Фридман, Л. М. Теоретические основы методики обучения математике / Л. М. Фридман. – М. : Флинта, 1998.
11. Пойа, Д. Как решать задачу : пособие для учителей / Д. Пойа ; пер. с англ. В. Звонарёвой, Д. Белла ; под ред. Ю. Гайдука. – Изд. 2-е. – М. : Учпедгиз, 1961. – 207 с.

 

Дата создания: 31.05.2014 08:43
Дата обновления: 31.05.2014 11:15